Плеядеянец (moj_golos) wrote,
Плеядеянец
moj_golos

Category:

Охра красная. Антипод ее-Хинь Ики( Ан-Ог) у хантов. Статья на Пасху

DXB-ewtX0AEOSrM (680x680, 18Kb)
Различные виды охры добывают из природных месторождений глины.
Для приготовления краски отбирали гематит, гетит, лимонит и другие оксиды железа. Сведения об этом получены как в результате изучения образцов пигмента под микроскопом, так и по кусочкам этих минералов с надпилами, обнаруженных при раскопках под некоторыми писаницами. Пигмент готовился из порожка путем растирания оксидов. Затем в него добавлялась склеивающая основа - растопленный жир животных и/или их кровь. В зависимости от того, какие оксиды использовались для приготовления красящего пигмента, изменялся и оттенок. Например, бурый железняк давал желтовато-коричневые или близкие к бордовому цвета, если же использовался гематит, то цвет получался ближе к сиреневому, с "холодной" тональностью
Значение белого цвета, который был многозначным символом во все времена и у всех народов. Главное и исходное его значение - свет. Белый тождественен солнечному свету, а свет - это божество, благо, жизнь, полнота бытия. Данный цвет маркирует Верхний мир и его обитателей, разграничивает миры живых и мертвых, сулит удачу, благо, защиту от злых сил, символизирует красоту, здоровье, силу.

Антиподом хозяина Верхнего, «белого» мира у хантов выступает Хинь ики. В одной из своих ипостасей он известен под именем Кур или ики - «Находящийся под землей, под полом старик», хозяин Нижнего мира; второе его название происходит от цвета его одежды - «Питы сахпи ики»- «Старик в черном сахе». Выделяются следующие ассоциации с предметами черного цвета: смерть, старость, болезнь, душевные расстройства, опасность, враждебность, нечто чужое. «Черный» интерпретируется и как «некрасивый», «чужой», «враждебный».

Красный, который является основным денотатом огня, культ которого имеет огромное значение в жизни хантов. Огню приписываются охранительные функции, очистительные свойства, способность показывать будущее. В хантыйском языке название цвета «красный» происходит от слова «кровь»Кровь выступает как разграничитель миров живых и мертвых. Символика красного цвета широко распространена в погребальных обрядах первобытных культур. Ткань красного цвета служила заменителем кровавой жертвы. Например, после вскрытия рек, семьи опускали в воду отрез красной материи, прося, чтобы водяной дух не забрал плывущих по реке или купающихся в ней
Красный цвет связан с солнечной ипостасью Ас тый ики. Красная лиса является символом связи двух домов - мужа и жены, так как только ее шкуру разрешается поместить невесте в святилище мужа. К тому же, после смерти одного из супругов с ним в могилу кладут эту шкуру. Это же животное является и символом любвеобильности Ас тый ики - знак связи полов [Головнев, 1995. С. 553].
Красный цвет является одним из любимых у хантов при декорировании одежды, жертвенных покрывал и изделий из бересты [Иванов, 1963. С. 78]. Во сне предметы красного цвета сулят выздоровление больному, а здоровому человеку предвещают несчастье [ПМА, 2008].
Красный цвет символизирует также Средний мир или мир живых людей, посредника между людьми и Верхним миром Ас тый ики, огонь и его очищающие свойства, кровь, жизненную силу, материнское начало, мужскую силу.

Прилагательное «золотой» ассоциируется у хантов с роскошью, великолепием, могуществом и именно поэтому оно так часто употребляется при описании внешности богов. Предметы данного цвета широко используются в качестве жертвенных даров, чтобы подчеркнуть глубокое уважение и почитание тех духов, которым они преподносятся.
«Синий» и «зеленый» употребляются нечасто, семантически насыщены минимально.
Если священный предмет обладает сакральным цветом, то его священность усиливается вдвойне: цвет выделяет предмет из ряда ему подобных, помещая предмет над миром обыденных вещей. Таким образом передается закодированная информация, основанная на мировоззренческих архетипах.
Призывы к духам обращены на восток. В ту же сторону света совершаются жертвоприношения. И жело здесь не в Коране,а в северо-востиоке,к направлении которого в космосе движется Земля
Выделяются зоны смерти, которые связаны с севером или западом, где убивают жертвенное животное, но само оно ориентировано на восток - для возрождения. Четко группируются зоны «север-запад» - «восток-юг». Здесь же рассмотрены оппозиции правого и левого, внутреннего и внешнего, четного и нечетного.
Чтобы считаться священным, место должно отличаться от окружающего ландшафта, быть увиденным во сне или иметь предметы, обладающие орнито-морфными, зооморфными или антропоморфными чертами.
В хантыйской культуре ( и как вы видите постоянно,не только в культуре ханты)мужчину относят к сфере Неба, а женщину - к сфере Земли. DXBN8YzX4AQ0DmK (680x680, 17Kb)
Поэтому у мужчин и женщин разные запреты. Женщина в хантыйской среде оценивалась в зависимости от ее социальной роли - как сестра, жена, мать. Эти представления нашли отражение и при «отправлении» в Нижний мир. Женщина наделена сакральной способностью умерщвлять.
Белый цвет символизирует Верхний мир и его божественных обитателей, удачу, здоровье, благополучие, красоту. Черный цвет ассоциируется с Нижним миром, властителем холодного мира мертвых и враждебными по отношению к человеку духами, болезнью, уродством, старостью, смертью. Красный цвет является денотатом Среднего мира и его посредника между богами и людьми Ас тый ики, обозначает рождение, жизнь, связь полов, является сигналом тревоги, предупреждения. Эпитет «золотой» употребляется в контексте могущества богов. Синий и зеленый цвета употребляются нечасто, семантически насыщены минимально.

Сакральность усиливается вдвойне, если вещь, имеющая статус сакрального, обладает еще и сакральным цветом (черный, белый, красный, желтый (золотой)).

Согласно хантыйской космогонии, на севере находится холодная страна мертвых. При похоронах мертвого человека укладывают головой именно в эту сторону. Обычай меридиальной ориентации покойных головой на север у обских угров отмечен исследователями как типичный исключительно для всех финно-угров. Связан он очевидно с тем, что Обь берет начало на юге и течет на север. Отсюда противопоставление этих сторон света как жизни и смерти, тепла и холода, добра и зла. Эта оппозиция применима к востоку и западу, где восток обладает семантикой юга, а запад — севера. Север и запад трактуются как зоны смерти при проведении обряда жертвоприношения, хотя само животное ориентировано на юг или восток.


DXGTiTDWsAAJ1HV (680x680, 20Kb)

Оригинал записи и комментарии на LiveInternet.ru

Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments